Бесценный груз

Не многие логистические компании готовы взять на себя ответственность за перевозку ценного груза и обеспечить его сохранность. Тем более что в этом участвуют сотрудники охранных предприятий, а запечатанное в контейнере содержимое может вызвать повышенный интерес сотрудников таможни. К разряду ценных грузов относятся те, чья заявленная стоимость превышает $1 тыс., рассказывают в компании Delta Cargo Russia. В эту категорию попадают ценные бумаги, такие как векселя и облигации, золотые и серебряные слитки, а также другие драгоценные металлы и ювелирные изделия из них с использованием драгоценных камней.

Кроме того, особой заботы перевозчика удостаиваются изделия из меха, предметы искусства и антиквариат. В DHL Express список существенно шире: по словам Владимира Мацаля, руководителя службы безопасности компании, к ценным грузам относятся сотовые телефоны и GPS-навигаторы, аудио-, видео-, теле- и фотоаппаратура, мониторы, компьютеры всех видов, комплектующие и запчасти ко всем вышеперечисленным видам оборудования. В компании GoTrans общий перечень пополнили банкнотами, лотерейными билетами, паспортами и банковскими картами.

Ценные грузы службы доставки предпочитают перевозить максимально быстрым способом — авиа- или, если расстояние позволяет, автотранспортом. «Грузы доставляются в большинстве случаев авиатранспортом, немного реже — по дорожной сети,— говорит Владимир Мацаль.— В исключительных случаях грузы в рамках особых проектов перевозятся железнодорожным транспортом». Непопулярность остальных видов транспорта участники рынка объясняют недостаточной скоростью перевозок, а не трудностями с обеспечением безопасности. Согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП-TIR), грузы должны перевозиться в надежных транспортных средствах или контейнерах, которые полностью исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимого нарушения или повреждения таможенного обеспечения (пломб и печатей). Кроме того, по словам экспертов компании «Инвестсервис СТ», TIR избавил перевозчиков от лишнего таможенного контроля: международные перевозки, ранее осуществлявшиеся с обязательным досмотром на каждой таможне, теперь могут проходить без снятия таможенной пломбы.

Кстати! Дешевые авиабилеты вы сможете купить на AVIA5.RU

В пути сохранность грузов гарантирует контейнер, а к транспорту ценные предметы доставляются обычно охранным предприятием. Так, по словам сотрудников Delta Cargo Russia, при перевозке банкнот мешки с деньгами забирает вооруженная охрана, которая и доставляет их на борт воздушного судна. После этого информация об особом статусе груза вводится в систему и сам процесс перевозки ставится под особый контроль.

Охранные предприятия обычно предоставляют как услуги сопровождения груза к месту его транспортировки, так и самостоятельную доставку к месту назначения — например, частное охранное предприятие «Аргус» готово не только обеспечить безопасность перевозки ценностей и денежных средств по железной дороге и воздуху, но и доставить груз клиента на собственном транспорте.

Среди мер по обеспечению безопасности грузов, принимаемых гражданскими перевозчиками, особое внимание уделяется подбору персонала, который будет затем иметь доступ к посылкам с высокой стоимостью. Кроме того, с момента получения у клиента и до вручения получателю груз находится под постоянным видеонаблюдением: камеры установлены в зонах обработки, автомобилях, сервисных отделениях и т. д. Для перевозки ценных грузов используется специальная упаковка с особыми пломбами, печатями, маркировкой. «Современные информационные технологии позволяют отслеживать движение наших грузов в режиме реального времени, давать персоналу в пунктах назначения всю информацию о перевозимых товарах»,— говорит Владимир Мацаль.

Однако именно эти дополнительные хлопоты зачастую отпугивают компании-перевозчики, признают эксперты. Как пояснили в «Инсервис СТ», вооруженное сопровождение не вызывает особого желания взяться за дорогостоящую перевозку. Кроме того, запечатанный контейнер может показаться таможенникам подозрительным, что приведет к дополнительной проверке: как отмечают представители компании, в последнее время интерес сотрудников Федеральной таможенной службы России к дорогим грузам значительно вырос. Для досмотра груз выгружается из контейнера полностью, а все издержки этой процедуры, включая повреждение доставляемых предметов, должен оплатить перевозчик. Не всякая логистическая компания готова к дополнительным тратам и объяснениям с заказчиком.

Что касается случаев повреждения ценного груза или его утери, то тут на помощь как клиенту, так и перевозчику приходят страховые компании. Как подчеркивают их представители, в ситуации, когда нападения на инкассаторов, сопровождающих ценные грузы, участились, клиентам не стоит полагаться только на меры безопасности. По словам начальника управления страхования грузов ОСАО «Ингосстрах» Андрея Ерофеева, позаботиться о возмещении потерь вследствие краж или разбойных нападений лучше заранее. «В данной ситуации уместно говорить не об отдельных видах страхования для вышеупомянутых товаров, а о специфических и уникальных страховых продуктах, разрабатываемых специалистами под конкретный проект, а то и отдельную перевозку»,— поясняет господин Ерофеев.

«Как правило, прежде, чем принимать на страхование ценный груз, страховщик внимательно изучает и проверяет заявленную страховую стоимость и методику оценки перевозимых ценностей»,— говорит заместитель генерального директора по продажам компании «ОРАНТА Страхование» Александр Кузнецов. По его словам, страховое покрытие по такого рода перевозкам базируется на условиях «От всех рисков» и покрывает все время перевозки. В некоторых случаях, таких как страхования предметов искусства, возможно включать в страховое покрытие и экспонирование данных предметов.

Что касается возмещения ущерба, то, по информации господина Кузнецова, если в результате страхового случая груз утрачен полностью, клиенту будет возмещена полная страховая стоимость груза за вычетом франшизы, если по договору страхования франшиза применялась. «Если же мы говорим о повреждении груза, то в данном случае речь может идти или о частичном страховом возмещении, или об оплате со стороны страховщика восстановительных или реставрационных работ»,— подчеркивает эксперт. Размер этой суммы призвана определить комиссия независимых экспертов.

Вооруженная охрана обеспечивает сохранность ценных грузов до начала и после окончания транспортировки. Но никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств в пути, будь то вооруженное ограбление или незапланированный осмотр на таможне, приведший к повреждению перевозимых ценностей. Поэтому лучше заранее оформить страховку и иметь координаты независимых экспертов, которых можно привлечь для урегулирования спорных вопросов.