Экспорт и импорт ювелирных изделий сокращается

Экспорт украшений из России упал за девять месяцев 2016 года почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Освоенные ювелирами рынки СНГ переживают кризис, а выходу в дальнее зарубежье мешают дорогие кредиты и бюрократические процедуры.

Невывозимая роскошь

За три четверти 2016 года экспорт из РФ готовых ювелирных изделий и их частей из драгоценных металлов снизился на 46%, примерно до $89 млн, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). В натуральном выражении падение оказалось еще больше — с 77,8 до 21 тонны.

Хуже всего дела обстоят с золотыми изделиями. По данным Пробирной палаты России, их экспорт за первое полугодие 2016 года по сравнению с первыми шестью месяцами 2015-го сократился в шесть раз, до 376,3 т (учитывается лигатурная масса изделий, то есть с добавлением различных примесей). Экспорт серебряных изделий, по инфомации Пробирной палаты РФ, остался примерно на уровне 2015 года и составил 951,6 т.

По итогам 2016 года сокращение экспорта может составить примерно 35% в денежном выражении, подсчитал генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. По его словам, это связано с тем, что ювелирное производство в стране в целом с начала этого года уменьшилось примерно в половину. Из-за кризиса и падения покупательной способности населения производители не могут позволить себе большие оборотные средства или кредиты, а это необходимое условие для работы на внешних рынках, говорит Уткин.

Неповоротливое законодательство

Стимулирующим фактором могло бы стать ослабление рубля, удешевившее труд российских ювелиров. Однако кризис коснулся и зарубежных рынков. Традиционно российские производители сбывали свою продукцию в странах СНГ, но спрос на ювелирные изделия упал там еще больше, чем у нас, отмечает президент «Алмаз-Холдинга» Флун Гумеров. В итоге его компания обратила внимание на рынки дальнего зарубежья: с 2015 года «Алмаз-Холдинг» стал поставлять свои изделия в США и Китай.

Оперативно удовлетворять спрос из-за рубежа порой мешает законодательство. Большая часть оптовых продаж ювелирных украшений происходит на выставках, приводит пример Уткин. Однако согласно действующему законодательству российский производитель должен сперва привезти изделия обратно в нашу страну и только затем, под заключенный контракт, поставить их покупателю, пройдя процедуру таможенного оформления экспорта и государственного контроля Пробирной палаты. В общей сложности это занимает около 30 дней. Ни один крупный зарубежный партнер не готов столько долго ждать, сетует Уткин.

Золотое импортозамещение

Импорт ювелирных изделий в Россию с января по сентябрь 2016 года также сократился, хотя и не столь драматично — примерно на 11%, по данным таможни. При этом ввоз золотых украшений снизился на 10%, а серебряных — на 3%, свидетельствуют данные статистики Пробирной палат.

Это подтверждают и опрошенные РБК участники рынка. Из-за девальвации рубля Sunlight перешла на продукцию российских производителей, рассказывает гендиректор и совладелец компании Алексей Коновалов. Доля ввозимых из-за границы товаров в ассортименте магазинов «Адамас» никогда не превышала 5%, а сейчас ее практически нет, делится представитель сети.

Если до кризиса, в 2014 году, почти половина продукции, которая продавалась через брендовые торговые точки Московского ювелирного завода (МЮЗ), было завезено из-за границы, то сейчас около 80% украшений производятся на Урале, в Перми, рассказывает директор по закупкам и ассортименту компании Ирина Гусакова.

Источник: РБК