Легализация незадекларированных товаров

На практике нередки случаи, когда законопослушный декларант после выпуска товаров самостоятельно выявляет недостоверность декларирования и добровольно обращается в таможенный орган с заявлением о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары.

Парадоксально, но добровольное желание доплатить таможенные платежи не снимало ответственность с декларанта за допущенные ошибки. 30.01.2015 г. Госдума приняла закон, цель которого исправить эту несправедливость (ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 КоАП РФ»). По мнению автора статьи этот закон справится с поставленной проблемой только частично

До вступления в силу данного закона статья 16.2 в сочетании со статьей 4.2 КоАП РФ рассматривала добровольное сообщение о недостоверности таможенного декларирования товаров только в качестве обстоятельства, смягчающего, но не отменяющего административную ответственность.  Проблема возникает в тех случаях, когда эта норма срабатывает в отношении добросовестных компаний, которые сами обнаруживают незадекларированные товарные излишки и без давления государственных органов пытаются их «додекларировать» в таможенных органах, в том числе доплатить таможенные платежи.  Казалось бы, надо сказать им спасибо и далее стимулировать добросовестное поведение. Но на деле происходит не так.

Таможня, безусловно, декларацию и доплату принимает, но взаимностью ответить не может, так как в работу вступает статья 16.2 КоАП РФ. Таможня в силу закона вынуждена объявить компанию-«добровольца» правонарушителем и взыскать штраф. Может возникнуть ложное представление, что это неплохо – ведь государственный бюджет получает не только дополнительные таможенные платежи, но и штрафные санкции (последние могут доходить до 200% от стоимости товара).

Но не вызывает сомнения, что в следующий раз ни эта компания, ни другие потенциальные «добровольцы» не придут доплачивать таможенные платежи за неучтенные излишки. Государство же не получит ни  таможенные платежи, ни штрафные санкции. Взаимные потери очевидны. Российский парламент принял закон[1], цель которого позволить компаниям исправлять ошибки в таможенной декларации без применения административных санкций.  Попробуем разобраться достигнет ли этот закон заявленных целей.

Согласно новой редакции статьи 16.2 КоАП РФ компания освобождается от административной ответственности только по части 2 этой статьи, т.е. если она добровольно исправляет ошибки недостоверного декларирования товара.

Согласно обязательному толкованию Верховного Суда РФ[2] недостоверное декларирование – это заявление в таможенной декларации неправильных качественных характеристик товара при том, что по количественным характеристикам товар задекларирован полностью. В то же время при инвентаризации товарных запасов чаще выявляются ситуации, когда при таможенном оформлении:

  • не была заявлена часть однородного товара либо
  • при декларировании товарной партии, состоявшей из нескольких товаров, в таможенной декларации были сообщены сведения только об одном товаре или
  • к таможенному оформлению был представлен товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.

Такие ситуации квалифицируются как недекларирование товара, наказываются по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и поэтому на них новая норма об освобождении от ответственности не распространяется.

Соответственно, компания может без применения санкций исправить ошибочный код ТН ВЭД, таможенную стоимость, расчет таможенных платежей, описание товара в части его качественных характеристик.

Но одна из главных проблем остается не решенной – незадекларированный товар под освобождение от ответственности не подпадает. Это значит, что выявленные самой компанией излишки на складе, так и останутся нелегализованными, а таможенные платежи не уплаченными!

Идем далее. Закон ставит неприменение санкций в зависимость от нескольких условий:

  • у компании отсутствует задолженность по таможенным платежам;
  • таможенный орган еще не успел выявить правонарушение;
  • таможенный орган еще начал проводить таможенный контроль в отношении недостоверно задекларированного товара как с уведомлением декларанта, так и без него.

Самым спорным представляется последнее условие.

Дело в том, что таможенное законодательство на настоящий момент позволяет проводить таможенный контроль таможенных деклараций в текущем режиме без уведомления об этом компании-декларанта, например, в форме проверки документов и сведений[3]. Безусловно, в целях эффективности государственного контроля таможенные органы должны иметь возможность проверять документы без каких-либо дополнительных условий.

Но неправильно ставить возможность добровольного изменения декларации без санкций в зависимость от этой повседневной работы таможенного органа. Это позволяет произвольно манипулировать новым законом. Действительно, что помешает таможенному органу отказать компании в освобождении от административной ответственности, заявив, что буквально вчера мы начали проверять вашу таможенную декларацию?

Более справедливым представляется подход, апробированный налоговыми органами и установленный в Налоговом Кодексе РФ. В налоговых правоотношениях компания может внести исправления в декларацию и доплатить налоги без применения санкций пока налоговый орган не уведомил о выявлении нарушения или не уведомил о проведении выездной налоговой проверки[4].

Признавая справедливость и работоспособность такого подхода, в таможенных правоотношениях также возможно не применять административные санкции до уведомления компании о проведении выездной таможенной проверки или до уведомления о выявлении административного правонарушения.

Следующее препятствие на пути добровольного исправления таможенных деклараций – это низкий порог уголовной ответственности.

Посмотрим с какой суммы компания, ее сотрудники из нарушителей административного закона превращаются в уголовных преступников с перспективой лишения свободы до 2 лет. Это всего 1 млн.руб.! Данный размер и раньше не соответствовал реалиям работы крупных компаний в сфере международной торговли, а с учетом ослабления курса рубля этот диссонанс между порогом уголовной ответственности и реальной общественной опасностью деяния еще более увеличился.

Очевидно, что крупные и добросовестные компании, бюджетный доход от легализации товаров которых наиболее высок, не будут этого делать, если сумма доплаты составит более 1 млн.руб. На мой взгляд, сейчас эта главная проблема на пути решения главной цели – легализации неучтенных товаров и получения от них бюджетного дохода.  Технически эта проблема решается просто увеличением порога уголовной ответственности путем внесения изменений в примечание к статье 194 УК РФ. Но на практике эта задача представляется более сложной и требует достижения компромисса между представителями государства и бизнеса.

Таким образом, представляется, что большая часть крупных компаний не решится использовать предложенный механизм легализации товаров, имея в виду:

  • нежелание стать объектом уголовного преследования по статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей»;
  • нераспространение нового закона на случаи недекларирования части товара в товарной партии;
  • заложенную в закон возможность произвольного манипулирования им.

Александр Кирильченко, адвокат, старший юрист юридической фирмы «Гольцблат БЛП»

По материалам ТКС.РУ