Таможенный сленг «сухой порт», «растаможка» и «контрабас».

Сухой или Сухопутный Порт?!

Не так давно в Минюсте РФ был зарегистрирован очередной Приказ ФТС РФ за номером 510 от 18.03.10 «Об утверждении порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения». И тут же пишущая публика окрестила результат этого приказа новой технологией под названием «Сухой Порт». Хотя более корректно называть эту не очень-то и новую во всём мире технологию — «сухопутный порт», как это сформулировано в профильном документе ООН от 17 августа 2006 года. Там на стр. 2 введено чёткое и исчерпывающее понятие «сухопутного порта».

Итак, «сухопутный порт» означает определенный внутренний объект, где происходит сосредоточение и распределение товаров и его функции аналогичны морскому порту, включая в себя службы таможенной очистки. И далее читаем по тексту: «операции морского порта, которые в обычных условиях могли бы выполнять сухопутные порты, включают: перегрузку контейнеров (и, возможно, перевалку грузов); интермодальные инфраструктурные сообщения; географическое объединение независимых компаний и органов, занимающихся перевозкой грузов (включая, например, экспедиторов грузов, перевозчиков, операторов перевозки); и предоставление сопутствующих услуг, таких, как таможенные инспекции, уплата налогов, хранение, техническое обслуживание и ремонт, банковские услуги и использование средств информационно-коммуникационной технологии.»

Применение технологии «сухопутный порт», в действительности могло бы крайне эффективно использоваться на большой части российской территории, не имеющей выхода к морским просторам, но обладающей квалифицированными человеческими ресурсами, развитыми транспортными коммуникациями и уже построенными логистическими парками. Причём данная технология не ограничена расстоянием в несколько десятков километров от реального порта, как это сделано в СПб для «сухопутного порта», расположенного в Шушарах и стоящего от причальной стенки на расстоянии всего 17 км. Технология «сухопутного порта» крайне необходима для активного включения России в международное распределение труда с использованием широкого спектра услуг отечественных логистических операторов. При этом, большая часть контейнерных грузов могла бы перевозиться по железной дороге к местам «сухопутных портов», не создавая транспортной перегрузки для автомобильных дорог России в пределах 500-1000 км от действующих морских: Новороссийска, Санкт-Петербурга, Архангельска, Находки, Владивостока. Условиями для работы такой технологии в России является скоростной тип железнодорожных сообщений для контейнерных грузов и освоение в значительно большем объеме, чем сейчас, интермодальных перевозок.

Для примера, ещё 5 лет назад в Европе действовало более 200 подобных терминальных комплексов, оказывающих логистические услуги по обработке контейнерных поставок в режиме «сухопутного порта», а в США в тот же период их было более 570! А что у нас?! Да вот только приказ вышел на эту тему!? Но зато нам есть, куда расти в после кризисный период, когда поток грузов может от месяца к месяцу увеличиваться с геометрической прогрессией. Это, кстати, уже подтвердила статистика ФТС РФ по импорту в Россию в первом квартале 2010 года.

«Растаможка» или таможенная очистка?!

Термин «растаможка» грузов был изобретён российскими предпринимателями фактически с момента работы с таможенными грузами в рамках СВХ (склад временного хранения). Так приказ №388 от 07.10.1993 года впервые в России разрешил отечественным предпринимателям создавать СВХ на основе частных инвестиций при соблюдении норм и правил, описанных в данном приказе. В этот период, некоторые не очень компетентные предприниматели в деловом разговоре применяли ещё более экзотическое слово «растарможить» груз.

Хотя, если говорить об истории классического термина «таможенная очистка» (в быту «растаможка»), то можно узнать много интересного об этом ключевом термине Таможенного Кодекса России, а с 1 июля 2010 года и Таможенного Кодекса Таможенного Союза.

В дореволюционном таможенном законодательстве России содержалось и широко использовалось понятие «очистка», например:

* в Таможенном Уставе по Азиатской торговле 1817 г. (глава I, §§ 2, 5, глава II, глава III и т.д.);

* в Таможенных Уставах Российской Империи издания 1904г. и 1910г. использовалось понятие «очистка», которое дословно связывалось с уплатой пошлины- «… товары, очищаемые пошлиной…), ( статьи 16, 823, 873, 920; 22, 23, 25 и другие).

В вышеприведенных документах «очистка» рассматривалась как исполнение купечеством своих обязательств перед государством по уплате пошлины, после чего происходил выпуск товаров. То есть заинтересованное лицо получало товар со склада, где он хранился, и могло им распоряжаться.

Исключение термина «очистка» из законодательства произошло на раннем этапе советского периода, когда была введена государственная монополия на осуществление внешнеторговых операций и регулирующая роль таможенного права стала минимальной. В Таможенном Уставе Союза ССР в редакции 1924 г. понятие «очистка» уже не использовалось.

Согласно определению, данному в Главе 3 Конвенции Киото, «очистка» означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру.

Под таможенными формальностями в Конвенции Киото понимаются все операции, совершаемые лицами, которых это касается, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства. То есть, используя эти два определения, можно говорить, что «очистка» — это совокупность операций, которые должны быть совершены в обязательном порядке в отношении товаров в соответствии с избранной таможенной процедурой. Или ещё более доходчиво, «очистка» является совокупностью таможенных операций (таможенных формальностей), которые логично структурированы, взаимосвязаны и состоят из: подачи декларации на товары, регистрации декларации на товары, проверки декларации на товары, проверки товаров и их выпуска.

Контрабас бывает не только музыкальным?!

Конечно, процесс перемещения через границы товаров во все времена и всеми народами мира происходил не без помощи предприимчивых и очень сообразительных людей, которые предлагали другим или сами собирались «сэкономить» значительные платежи таможенных пошлин, начисляемые на импортные товары. В миру таких посредников называли простым, но понятным словом — контрабандист. А в современной России товар, провозимый через границу без налогов, то есть контрабанда, в быту стал называться «контрабасом» по причине созвучности и «прикольности» термина. Любой «чёрный брокер» в начале 90-х мог Вам рассказать такую байку, что за Ваш «черный нал» инспектор Петров профессионально исполнит партию «контрабаса»! Ну сами понимаете…

Само же слово «контрабанда» имеет следующее происхождение. Контраба?нда ( итал. contrabbando, от итал. contra — против и итал. bando — правительственный указ) — незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства, см. ru.wikipedia.org .

О контрабанде в Древней Руси знали еще в X веке. В старейшем древнерусском своде законов «Русская Правда» уже были закреплены правила торговли, порядок уплаты таможенных пошлин, применение санкций за контрабанду. Примером может послужить такая разновидность штрафа, как «промыт», который устанавливал двойную ставку мыта за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. В Судебнике князя Владимира говорится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиения плетью перевозчика. К XII-XIII вв. в связи с увеличением таможенных сборов в удельных княжествах усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В это время складывается система штрафов и других наказаний за нарушение установленных правил провоза и продажи товаров. Наряду с таким штрафом, как «промыт», появляется «заповедь» — пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц; «протаможи» — это штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, «протамга» — пеня за неявку в таможню. Таким образом, к моменту создания централизованного русского государства уже сложилась определенная система наказаний за нарушение порядка торговли и неуплату пошлин, хотя, конечно, таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах, см. www.tam-zap.ru .

Российские и иностранные источники свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде в XIII-XIV вв., затем английские купцы в XVI-XVII вв.

Так что не всё зло от нас, русских купцов впоследствии предпринимателей, в торговом деле!